Глава Белозерского муниципального округа
Понедельник 10.00 - 12.00. Среда 10.00 - 12.00
Администрация Белозерского района
Курганской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «27» сентября 2013 г. №427
с. Белозерское
О ведомственной целевой программе Отдела образования Администрации Белозерского района «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Белозерского района на 2013-2015 годы»
|
|
В целях совершенствования организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Белозерского района, во исполнение п. 4 перечня поручений Президента российской Федерации от 12 декабря 2012 года № Пр-3410 Администрация Белозерского района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Первый заместитель
Главы Белозерского района В.В. Терёхин
Приложение к постановлению
Администрации Белозерского района
от 27 сентября 2013 года № 427
«О ведомственной целевой программе
Отдела образования Администрации
Белозерского района «Развитие
воспитательной компоненты в
общеобразовательных учреждениях
Белозерского района на 2013 – 2015 годы»
Ведомственная целевая
программа Отдела образования
Администрации Белозерского района
«Развитие воспитательной компоненты
в общеобразовательных учреждениях
Белозерского района на 2013-2015 годы»
Раздел 1. Паспорт
ведомственной целевой программы Отдела образования Администрации Белозерского района «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Белозерского района на 2013-2015 годы»
Наименование главного распорядителя средств бюджета, выделяемых на образование |
Отдел образования Администрации Белозерского района |
||||||||||||||||
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа Отдела образования Администрации Белозерского района «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Белозерского района на 2013-2015 годы»
|
||||||||||||||||
Наименование, номер правового акта органа исполнительной власти Белозерского района, утверждающего программу |
Постановление Администрации Белозерского района от 27.09.2013 года № 427. |
||||||||||||||||
Цели и задачи |
Цель программы: Создание условий и инновационных механизмов развития системы воспитательной работы в Белозерском районе (далее – система воспитательной работы)
Задачи программы: - обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях; - обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений и обеспечение достижения личностных образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и индивидуальными особенностями каждого школьника, преодоление формализма в содержании и организации воспитательного процесса; - совершенствование управленческой системы; - профилактика разрушающего воздействия на личность новой потребительской идеологии социума и массовой культуры; - организация взаимодействия учреждений общего, дополнительного образования района, общественных объединений, родителей в решении задач воспитания молодого поколения; - расширение круга социальных партнеров для обеспечения безопасности школьников; - организация работы по использованию современных форм активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации детей; содействие развитию детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления; - создание эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей, интересов и общественных потребностей, запросов рынка труда; - внедрение в образовательный процесс учреждений района проектной деятельности, содействующей формированию ключевых компетентностей обучающихся, необходимых в меняющихся социальных условиях; - разработка в каждом ОУ программы усиления воспитательной компоненты; преодоление формализма в содержании и организации воспитательного процесса. |
||||||||||||||||
Сроки реализации программы |
2013-2015 годы
|
||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования |
2013 – 0,127 млн. руб. 2014 – 0,580млн. руб. 2015 – 0,612млн. руб. Бюджет Белозерского района |
||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности, целевые индикаторы
|
|
Понятия, используемые при разработке Программ
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Единое воспитательное пространство - система взаимосвязанных образовательных и воспитательных учреждений, детских и юношеских организаций, функционирующих на его территории, социальных педагогов, психологов, профориентаторов, тех отделов предприятий, которые по своему замыслу реализуют определенные воспитательные функции по отношению к детям, средства массовой информации, общественные организации.
Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности - нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.
Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Профессиональная ориентация — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная проба — профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Тренинг - это ситуация воздействия на личность, целью которой является самопознание и саморазвитие человека, приобретение им новых навыков.
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Делинквентное поведение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и врача.
Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.
Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.
Массовая культура – культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, массовую литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство, кино и т. п. Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.
Социальные угрозы – опасные для ребенка проявления в жизни социума: алкоголизация и наркотизация, легализация насилия, вседозволенность в конкурентной борьбе, пропаганда успеха любой ценой, искаженные гендерные процессы и др.
Компетентность - уровень обладания компетенцией, владение знаниями; быть знающим, сведущим.
Компетенция - круг полномочий, круг вопросов, в которых хорошо осведомлен; способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности.
Личностное развитие - развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно- продуктивной деятельности на основе компетенции уметь учиться.
Самоопределение - определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. Для учащихся следует выделить два типа действий: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивов и действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогический процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носители этих ценностей: многонациональный народ России, государство, семья, традиционные религиозные объединения.
Гражданская идентичность - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение к истории и культуре каждого народа.
Нравственность - совокупность норм поведения человека, моральные качества, внутренне принятая мораль, регулирующая индивидуальное поведение. О наличии нравственности свидетельствует способность к эмоциональному переживанию, стыду, сочувствию.
Социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности, установление социальных связей, принятие ценностей различных социальных групп и общества в целом.
Профессиональная ориентация - деятельность, направленная на помощь в выборе профессии (коррекцию выбора) через организацию процесса определения вида трудовой деятельности, в которой молодой человек хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией; коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.
Метод проектов - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Социальная адаптация — приспособление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой.
Социальный проект - это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность организации по решению социально значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов.
Социальная проба - это вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика — вид социального проектирования, в ходе которого происходит освоение, отработка социальных навыков и познание внутренней, сущностной стороны социальной действительности.
Раздел II. Характеристика задачи, решение которой осуществляется путем реализации программы
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Для реализации поставленных цели и задач необходимо создание единого воспитательного пространства района на основе существующего опыта воспитательной работы образовательных учреждений.
Также возникает потребность координации деятельности общеобразовательных учреждений и органа управления образованием по организации системы воспитательной работы. В этой связи предпринимается попытка создания объединяющей все школы воспитательной программы, которая дает возможность осуществить согласованную деятельность по воспитанию школьников, подготовить преемственность при переходе подростков из одной школы в другую.
Назрела необходимость анализа и обобщения опыта, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом новой федеральной нормативно-правовой базы и региональной специфики, поиска эффективных педагогических технологий и механизмов системной организации данной работы в регионе.
Программа составлена с учетом новых социальных условий, которые обуславливают становление личности в противоречивое время реформ. Большое внимание уделено предупреждению негативного влияния социальных факторов, методам защиты школьников от современных угроз.
В целях обеспечения прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования в последние годы введены федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Для координации деятельности образовательных учреждений по вопросам введения новых стандартов при Отделе образования функционирует координационный совет, который осуществляет руководство реализацией ФГОС.
В рамках реализации новых стандартов каждая школа разработала программы духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Вместе с тем, качество указанных программ не всегда соответствует требованиям. Мало отражены, в частности, специфика школ, их проблем, особенности педагогических и ученических коллективов, концепция развития учреждения. Запланированные мероприятия носят традиционный характер, практически не связаны с интересами, потребностями и проблемами детей. Личностно-ориентированный подход зачастую лишь декларируется.
Неурегулированным остается вопрос взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования при реализации внеурочной деятельности.
Выполнению требований стандарта к материально-технической базе способствует проект модернизации общего образования, реализуемый на протяжении двух лет.
Среди существующих сильных сторон и наиболее важных достижений в области воспитания проблемным полем остаются:
- противоречия между быстрой сменой социальных запросов и требований к уровню образования и воспитания выпускника школы и сохраняющимися традиционными подходами к содержанию и формам воспитания;
- недостаточное внимание к вопросам профилактики всего спектра социальных угроз, реагирование на узкий круг проблем, создаваемых и постоянно обновляемых новыми общественными отношениями;
- неправомочное делегирование социальными институтами и обществом всей полноты полномочий по воспитанию исключительно педагогам и общеобразовательным учреждениям;
- недостаточное привлечение новых социальных партнеров;
- отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения в условиях введения нового поколения образовательных стандартов;
- отсутствие четкого разграничения функций и содержания деятельности органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений;
- отсутствие достаточной педагогической поддержки органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений вследствие недостатка квалифицированных кадров;
- утрата семейных духовно-нравственных ценностей и традиций, расшатывание семейных устоев, потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни (пьянство и наркомания), низкий уровень общей культуры (культуры ответственного родительства, коммуникативной, сексуальной, правовой культуры и других ее аспектов), самоустранение многих родителей от воспитания детей;
- низкая родительская активность в общественном управлении общеобразовательным учреждением;
- отсутствие качественной педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся, направленной на самопознание, выявление истинных мотивов выбора профессии, реальных возможностей и образовательных потребностей, и, как результат, неосознанный выбор профессии, отсутствие проектирования вариантов профессиональных жизненных путей;
- преобладание ценности высшего образования над профессиональным самоопределением;
- отсутствие системы организации проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях района;
- неготовность педагогов к системной работе по организации проектной деятельности в учебной и внеурочной деятельности.
Данные проблемы требуют проведения комплексной модернизации системы воспитательной работы в Белозерском районе на межведомственной основе с целью выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей и молодежи.
Для решения проблем определены шесть основных направлений настоящей программы:
- организационно-управленческие меры;
- развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;
- воспитание социально активной личности;
- работа с родителями;
- профориентационная работа;
- проектная деятельность.
Каждое направление программы включает:
- анализ ситуации;
- определение основных проблем;
- формулировку приоритетных задач;
- мероприятия по решению поставленных задач, согласованные по срокам, исполнителям, источникам и объемам финансирования;
- показатели эффективности.
Приоритеты политики в сфере воспитания
Основным направлением политики в системе воспитательной работы на период реализации программы является создание условий и инновационных механизмов развития системы воспитательной работы в области, обновление содержания и технологий воспитательной деятельности в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.
Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:
- поддержка в сфере воспитания инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных организаций;
- профилактика социальных угроз и защита детства;
- разработка механизма обновления содержания воспитательной работы на всех уровнях;
- переход на государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;
- комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов, задающих новые требования к результатам воспитательной деятельности;
- обеспечение доступности и качества услуг и программ дополнительного образования для граждан независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья в соответствии с их индивидуально-групповыми потребностями и потребностями общества и государства;
- внедрение новых моделей организации дополнительного образования и социализации детей, профориентационной работы, работы с родителями обучающихся;
- развитие практик социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, разработка современных программ социализации детей в каникулярный период;
- введение метода проектной деятельности в воспитательную работу каждого образовательного учреждения.
Раздел III. Цели и задачи программы
Цель программы:
Создание условий и инновационных механизмов развития системы воспитательной работы в Белозерском районе (далее – система воспитательной работы)
Задачи программы:
- обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях;
- обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений и обеспечение достижения личностных образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и индивидуальными особенностями каждого школьника, преодоление формализма в содержании и организации воспитательного процесса;
- совершенствование управленческой системы;
- профилактика разрушающего воздействия на личность новой потребительской идеологии социума и массовой культуры;
- организация взаимодействия учреждений общего, дополнительного образования района, общественных объединений, родителей в решении задач воспитания молодого поколения;
- расширение круга социальных партнеров для обеспечения безопасности школьников;
- организация работы по использованию современных форм активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации детей;
- содействие развитию детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления;
- создание эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей, интересов и общественных потребностей, запросов рынка труда;
- внедрение в образовательный процесс учреждений района проектной деятельности, содействующей формированию ключевых компетентностей обучающихся, необходимых в меняющихся социальных условиях;
- разработка в каждом ОУ программы усиления воспитательной компоненты;
- преодоление формализма в содержании и организации воспитательного процесса.
Раздел IV. Описание ожидаемых результатов реализации программы ицелевые индикаторы
Реализация ведомственной целевой программы Отдела образования Администрации Белозерского района «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Белозерского района на 2013-2015 годы» предполагает:
- развитие системы воспитательной работы в Белозерском районе,
- создание нормативно-организационных, управленческих условий для реализации воспитательного компонента;
- совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства общеобразовательных учреждений с общественными институтами;
- рост числа школьников, включенных в деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления;
- позитивная динамика уровня воспитанности и личностных образовательных результатов обучающихся (воспитанников) по принятым в системе критериям и показателям;
- создание современной системы оценки качества воспитания на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
- повышение социального статуса и профессиональной компетентности организаторов воспитания в общеобразовательных учреждениях, формирование современного корпуса тьюторов воспитательной деятельности;
- наличие программы воспитания и социализации школьников в каждом общеобразовательном учреждении и ежегодного публичного отчета по ее реализации;
- сформированность системы нравственных ценностей и устойчивого мировоззрения;
- создание культурной среды, противостоящей масскульту в межличностных отношениях и в информационном пространстве;
- профилактика социальных угроз и защита детства от асоциального влияния и диктата массовой культуры;
- наличие в общеобразовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания;
- рост удовлетворенности родителей школьников качеством воспитательного процесса и дополнительных образовательных услуг;
- повышение статуса родительства (материнства и отцовства) и уровня социальной активности семей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства;
- рост количества старшеклассников, осуществляющих осознанный выбор профессии, в соответствии с потребностями регионального рынка труда и в соответствии с индивидуальными способностями и запросами школьников;
- развитие региональной системы профессиональной ориентации учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.
рост числа школьников, вовлеченных в проектную деятельность.
Сроки и этапы реализации программы
Реализация программы будет осуществляться в 3 этапа:
Раздел V. Перечень и описание программных мероприятий (с указанием объема финансирования, направлений расходования средств и источников финансирования, сроках реализации каждого мероприятия программы)
Программа включает следующие направления работы:
- организационно-управленческие меры;
- развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;
- воспитание социально активной личности;
- работа с родителями;
- профориентационная работа;
- проектная деятельность.
Глава 1. Организационно-управленческие меры
Образование сегодня рассматривается как важнейший стратегический ресурс развития личности, общества, государства. И его целью в современных условиях является формирование социально компетентной личности, способной к творчеству, самоопределению в условиях меняющегося мира. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» усиление воспитательного потенциала школы выделено в качестве ведущего приоритета современной школы.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшей целью отечественного образования и приоритетной задачей общества и государства воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для воспитания человека, обладающего такими качествами, в современных условиях необходима интеграция потенциальных возможностей всех субъектов воспитательного процесса. Поэтому ведомственная программа на период до 2015 года призвана стать системообразующим фактором в координации деятельности по стратегическому планированию и организации воспитания на основе определения приоритетов, перспектив и механизма управления развитием системы воспитательной работы в Белозерском районе.
Программа ориентирована на решение следующих проблем:
- несогласованность действий различных субъектов воспитания (образовательных институтов, семьи, детских и молодежных объединений, средствами массовой информации, органов власти и общественных организаций) в формирующемся воспитательном пространстве района;
- излишняя бюрократизация управления воспитательным процессом, избыточное администрирование, авторитарность взамен развития потенциала самоорганизации;
- доминирование мероприятийного подхода к воспитанию, преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над делами, организованными совместно взрослыми и детьми;
- нечеткость целеполагания, постановка нереалистичных целей воспитания;
- избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания; стремление к количественной фиксации и статистическому оформлению результатов и эффектов воспитания;
- деградация форм воспитательной деятельности, искажение методик воспитания;
- низкий уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в образовательных учреждениях, дефицит ресурсного обеспечения;
- игнорирование социальной агрессии и угроз детству, влияния технологий и СМИ на формирование личности;
- потеря интеллектуальных и духовных, личностных взаимоотношений ученика и учителя, разобщенность поколений;
- разрушение неформальных связей школы и общества.
Необходимость решения отмеченных выше проблем требует консолидации усилий всех здоровых сил общества, обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам.
Управление процессом развития воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях будет строиться на основе целевого планирования, включающего нормативно-правовое обеспечение, кадровое, организационное, научно-методическое и информационное сопровождение.
В соответствии с ведомственной программой Отдела образования будут разработаны школьные программы развития воспитательной работы и созданы рабочие группы.
В целях повышения уровня профессионализма педагогов, занимающихся воспитательной работой, будут обновлены критерии оценки эффективности их деятельности. Также критерии эффективности воспитательной работы в учреждении будут учитываться при переходе на «эффективный контракт» с руководителями.
Меры мотивационной, конкурсной, грантовой поддержки будут способствовать повышению статуса педагогов, занимающихся воспитательной работой, учреждений, успешно реализующих программы воспитательной работы.
Организация и проведение мониторинга эффективности воспитательной работы позволит вносить в Программу своевременные коррективы.
Перечень мероприятий по направлению «Организационно – управленческие мероприятия»
№ |
Мероприятие |
Срок реализации |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||
Всего |
По годам |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1 |
Внесение дополнений в должностные инструкции и положение о классном руководителе |
2013 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
2 |
Создание рабочих групп по разработке муниципальной программы воспитательной работы и оценке результатов их реализации |
2013 |
Отдел образования |
|
- |
- |
- |
- |
3 |
Разработка мировоззренческой основы проектов программ школ |
2013 |
Отдел образования |
|
- |
- |
- |
- |
4 |
Открытие лаборатории инноватики при Отделе образования |
2014 |
Отдел образования |
|
0,006 |
|
0,006 |
|
5 |
Создание интернет-сообщества классных руководителей и родителей обучающихся |
2014 |
Отдел образования |
|
- |
- |
- |
- |
6 |
Включение вопросов воспитательной работы в работу МО предметников и руководящих работников |
2013-2015 |
Отдел образования |
|
- |
- |
- |
- |
7 |
Введение номинаций: «Классный руководитель», «Социальный педагог», «Педагог-психолог», «Заместитель директора» в районный фестиваль педагогического мастерства |
2014 |
Отдел образования |
|
0,015 |
- |
0,015 |
- |
8 |
Организация конкурса школьных программ по воспитательной работы |
2014-2015 |
Отдел образования |
|
0,030 |
- |
0,015 |
0,015 |
9 |
Организация участия в конкурсах: «Воспитать человека», в конкурсе воспитательных систем и др. |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
0,045 |
0,010 |
0,015 |
0,020 |
10 |
Создание экспериментальных площадок по приоритетным направлениям |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
11 |
Обеспечение научно-методического сопровождения деятельности экспериментальных площадок |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
0,030 |
0,010 |
0,010 |
0,010 |
12 |
Разработка муниципальных критериев эффективности воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях |
2014 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
13 |
Включение в «эффективный контракт» руководителя критериев эффективности воспитательной работы |
2014 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
14 |
Организация мониторинга состояния воспитательной работы. |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
15 |
Ведение рейтинга ОУ (по итогам мониторинга) |
2013-2015 |
Отдел образования |
|
- |
- |
- |
- |
16 |
Создание раздела на сайте Отдела образования «Воспитательная работа» |
2013 |
Отдел образования |
|
- |
- |
- |
- |
17 |
Обеспечение оперативной консультационной помощи Управляющим советам по осуществлению поддержки в воспитательной работе в ОУ |
2013-2015 |
Отдел образования |
|
- |
- |
- |
- |
18 |
Организация мониторинга воспитательной работы Управляющими советами ОУ |
2013-2015 |
Отдел образования |
|
- |
- |
- |
- |
19 |
Обеспечение квалифицированной психолого-педагогической поддержки процессов обновления воспитательной работы |
2013-2015 |
Отдел образования |
|
0,009 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
|
Итого: |
|
|
|
0,135 |
0,023 |
0,064 |
0,048 |
Глава 2. Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных стандартов
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодежи. Основными направлениями организации воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных учреждений должны стать.
1. Гражданско-патриотическое.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно- исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства; повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодежи.
- ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
- культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения.
- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.
- ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях;
- экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- условий для развития опыта многомерного взаимодействия обучающихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
В 2013-2014 учебном году продолжается переход общеобразовательных учреждений Белозерского района на ФГОС начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Доля школьников, обучающихся по ФГОС НОО, в общей численности школьников составляет 43 %.
В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа начального общего образования реализуется общеобразовательными учреждениями, в том числе и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность реализуется через:
- учебный план образовательного учреждения, а именно через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т.д.);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта,
- обновление квалификационных характеристик должностей работников образования: заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога.
- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих особенности школ района.
Обязательными документами в рамках ФГОС являются программы духовно- нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Основным проблемным полем в направлении «Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов» является:
- отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения в условиях введения нового поколения образовательных стандартов;
- потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;
- неурегулированность вопроса взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования при реализации внеурочной деятельности;
- несоответствие разработанных и реализуемых в общеобразовательных учреждениях программ духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и потребностям школьников;
- отсутствие качественного внутришкольногоконтроля за воспитательным процессом в общеобразовательных учреждениях.
Для решения проблем поставлены задачи:
Перечень мероприятий по направлению
«Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов»
№ |
Мероприятие |
Срок реализации |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||
Всего |
По годам |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1 |
Разработка и апробация образовательных программ дополнительного образования детей с учетом особенностей организации внеурочной деятельности и требований ФГОС общего образования |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
2 |
Создание педагогических отрядов из числа школьников для организации воспитательной работы, в том числе в каникулярное время |
2013 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
3 |
Проведение тематических детских, педагогических и родительских рождественских чтений в соответствии с актуальными направлениями воспитательной работы |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию) |
|
0,055 |
0,015 |
0,020 |
0,020 |
4 |
Организация научно-методического сопровождения реализации ФГОС в полном объеме. |
2013-2015 |
Отдел образования, ИРОСТ (по согласования) |
|
0,030 |
0,005 |
0,010 |
0,015 |
5 |
Проведение районного конкурса программ духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
2013-2015 |
Отдел образования, РРС (по согласованию) |
|
0,060 |
0,015 |
0,020 |
0,025 |
6 |
Реализация региональной модели административного мониторинга в условиях введения ФГОС, ориентированной на контроль за воспитательной работой |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
7 |
Участие в областной научно-практической конференция «Воспитательная работа в условиях введения ФГОС» |
2014 |
Отдел образования, ОУ, ИРОСТ (по согласования) |
|
0,002 |
- |
0,002 |
- |
8 |
Разработка и публикация методических рекомендаций по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
0,024 |
0,003 |
0,008 |
0,013 |
9 |
Создание и организация деятельности научного общества обучающихся. |
2014 |
МКОУ «Белозерская СОШ» |
|
0,005 |
- |
0,005 |
- |
10 |
Организация и проведение в общеобразовательных учреждениях месячника «Я и Закон» |
2014 - 2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
0,025 |
- |
0,010 |
0,015 |
11 |
Организация и проведение марафона «Основы налоговой грамотности» |
2014 |
Отдел образования, ОУ |
|
0,002 |
- |
0,002 |
- |
12 |
Организация и проведение акции «Я законопослушный гражданин» |
2014 |
Отдел образования, ОУ |
|
0,001 |
- |
0,001 |
- |
13 |
Проведение районного конкурса программ внеурочной деятельности |
2013-2015 |
Отдел образования |
|
0,030 |
0,008 |
0,010 |
0,012 |
14 |
Открытие районной детско-родительской школы информационной культуры |
2014 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
15 |
Реализация программы областной пилотной площадки «Святыни души» |
2013-2015 |
МКОУ «Ягоднинская СОШ» |
|
- |
- |
- |
- |
16 |
Реализация программы областной пилотной площадки «По святыням Белозерского района» (по направлению образовательный туризм) |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, ОК |
|
0,045 |
0,010 |
0,015 |
0,020 |
17 |
Организация межмуниципального взаимодействия в рамках проекта «Поможем по-соседски» |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
0,030 |
0,005 |
0,010 |
0,015 |
18 |
Оказание психологической поддержки в реализации ФГОС |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
0,012 |
0,002 |
0,004 |
0,006 |
|
Итого |
|
|
|
0,321 |
0,063 |
0,117 |
0,141 |
Глава 3. Воспитание социально активной личности
Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества является формирование социально активной личности.
Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставлено право на участие в управлении образовательным учреждением (организацией), а также на участие в деятельности общественных объединений и создание их в общеобразовательных учреждениях (организациях).
На основании мониторинговых исследований можно сделать следующие выводы:
- увеличивается число органов ученического самоуправления и общественных объединений на базе образовательных учреждений;
- существует система поддержки лидеров органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений, в том числе традиционно проводятся районных конкурсов.
Вместе с тем отмечается:
- дефицит квалифицированных кадров, отсутствие достаточной педагогической поддержки органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений;
- отсутствие четкого разграничения понятий «органы ученического самоуправления» и «молодежные и детские общественные объединения», их функций и содержания деятельности;
- недостаточная популярность и слабая активность региональных отделений всероссийских общественных объединений;
- содержание деятельности органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений сводится, как правило, только к реализации культурно-досуговых программ.
Принципиальные изменения будут происходить в содержании и формах организации деятельности по следующим направлениям: развитие школьного самоуправления, детских и молодежных общественных объединений, волонтерства и добровольчества, развитие системы поддержки лидеров.
Основными мероприятиями по воспитанию социально активной личности будут:
- организация курсовой подготовки, методических мероприятий и стажировок в региональных отделениях всероссийских общественных объединений для заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов, методистов;
- разработка методических рекомендаций по обновлению содержания и форм организации деятельности органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений;
- координация и конкурсная поддержка деятельности муниципальных штабов волонтерского движения;
- интеграция сферы образования и молодежной политики через реализацию социально значимых проектов и систему массовых мероприятий для детей и молодежи;
- поддержка создания и развития молодежных общественно-совещательных структур в муниципальных образованиях и на уровне региона.
Перечень мероприятий по реализации направления
«Воспитание социально активной личности»
№ |
Мероприятие |
Срок реализации |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||
Всего |
По годам |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1 |
Организация цикла бесед в рамках МО «Воспитание социально-активной личности» |
2014-2015 |
Отдел образования |
|
- |
- |
- |
- |
2 |
Проведение организационно-методических мероприятий (семинаров, вебинаров и др.) |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, СМПСиТ ИРОСТ (по согласования) |
|
0,018 |
0,003 |
0,006 |
0,009 |
3 |
Издание методических пособий, рекомендаций по организации деятельности органов ученического самоуправления и молодёжных и детских общественных объединений в общеобразовательных учреждениях |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ, СМПСиТ |
|
0,013 |
- |
0,005 |
0,008 |
4 |
Организация мониторинга деятельности органов ученического самоуправления и молодёжных и детских общественных объединений |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
5 |
Обеспечение информационного сопровождения направления «Воспитание социально-активной личности» на сайте Администрации Белозерского района |
2013-2015 |
Отдел образования, СМПСиТ |
|
- |
- |
- |
- |
6 |
Организация участия в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях по направлению |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, СМПСиТ), ИРОСТ (по согласования) |
|
- |
- |
- |
- |
7 |
Участие в областном фестивале-конкурсе «Молодежное самоуправление» для представителей органов ученического самоуправления и молодежных общественно-совещательных структур |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, СМПСиТ |
|
- |
- |
- |
- |
8 |
Участие в деятельности муниципального штаба волонтерского движения |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, СМПСиТ |
|
- |
- |
- |
- |
9 |
Организация читательских галерей «Литературный герой в пространстве нового времени» |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ, ОК |
|
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
|
|
|
0,031 |
0,003 |
0,011 |
0,017 |
Глава 4. «Работа с родителями»
Семья является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный окружающий мир. Однако современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:
Все это приводит к тому, что семья не всегда может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:
- способствование успешной социализации и самореализации ребенка;
- обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;
- обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Задачами такого взаимодействия должны стать:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей.
Решение задач возможно через:
- развитие семейных клубов;
- ведение «Семейного календаря»;
- создание «Виртуального университета педагогических знаний для родителей»;
- профессиональную переподготовку различных категорий родителей на отделении «Социальная педагогика» ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»;
- реализацию сетевого проекта «Школа ответственного родительства»;
- создание сетевого сообщества родителей как коммуникативной площадки для обмена позитивным опытом семейного воспитания;
- активное вовлечение родителей в управление общеобразовательным учреждением, что позволит качественно изменить содержание и формы работы родительских советов (комитетов).
Перечень мероприятий по реализации направления «Работа с родителями»
№ |
Мероприятие |
Срок реализации |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||
Всего |
По годам |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1 |
Создание и развитие сетевых сообществ родителей |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
2 |
Создание «Виртуального университета педагогических знаний для родителей» |
2014-2015 |
Отдел образования, ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
3 |
Участие в реализации сетевого проекта «Школа ответственного родительства» |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию) |
|
0,012 |
0,002 |
0,004 |
0,006 |
4 |
Организация и проведение марафонов конференций, выставок, фестивалей, конкурсов социальных проектов по работе с семьей |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию), ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию) |
|
0,045 |
0,010 |
0,015 |
0,020 |
5 |
Организация диспутов по современным спорным кинофильмам |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, ОК |
|
- |
- |
- |
- |
6 |
Разработка единого семейно-школьного кодекса |
2013 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
7 |
Участие во введении в воспитательную работу «Семейного календаря» |
2013 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
8 |
Участие в семинарах, вебинарах и курсах повышения квалификации специалистов, работающих с семьей и родителями |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию), ИРОСТ (по согласования) |
|
- |
- |
- |
- |
9 |
Осуществление патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
10 |
Оказание содействия в получении грантовой поддержки педагогов, работающих с семьями, находящимися в СОП и в ТЖС |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию), ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
11 |
Организация и проведение месячника «Родители за безопасность на дорогах» |
2014 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию) |
|
0,005 |
- |
0,005 |
- |
12 |
Организация и проведение марафона «Заботливый родитель – здоровые дети» |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию) |
|
0,010 |
- |
0,005 |
0,005 |
13 |
Организация и проведение родительского всеобуча «Основы налоговой грамотности» |
2014 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
14 |
Организация и проведение акции «Время семьи! Время семье!» |
2013 - 2014 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
15 |
Создание банка телевизионных передач «Проблемы воспитания на телеэкране» |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
16 |
Организация и проведение районного конкурса «Социальная активная семья Курганской области» |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию) |
|
0,030 |
0,008 |
0,010 |
0,012 |
17 |
Организация и проведение районного фестиваля клубов молодых семей |
2013-2015 |
Отдел образования, РРС (по согласованию), ОК |
|
0,030 |
0,005 |
0,010 |
0,015 |
|
Итого |
|
|
|
0,132 |
0,025 |
0,049 |
0,058 |
Глава 5. Профориентационная работа
В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.
Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Современная ситуация социализации выпускников школ обусловлена сменой профориентационных приоритетов, постоянным обновлением общественно значимых профессий, резким изменением потребностей социума в специалистах. Педагоги мало готовы к реагированию на нестабильность рынка труда, испытывают затруднения в подготовке успешной адаптации школьников в этих условиях.
На сегодняшний день состояние результатов работы педагогических коллективов по профессиональному самоопределению показывает следующие трудности в работе:
- не во всех школах внедряется региональная модель профориентационной работы;
- не охватываются все возрастные группы обучающихся и не учитываются индивидуальные особенности возраста и личности;
- в ряде случаев выбор профессии обучающимися осуществляется без учета потребностей рынка труда.
Исходя из выявленных проблем, основной задачей профориентационной работы в современной школе является создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов с одной стороны и общественных потребностей, запросов рынка труда с другой.
Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:
- внедрение региональной модели профориентационной работы во всех школах района;
- сотрудничество образовательного учреждения с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы, социальными институтами; через совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
- создание экспериментальных «рабочих мест» (зон социальных практик) на институциональном и муниципальном уровнях;
- информационная поддержка профессионального самоопределения через обновление содержания и направлений работы профориентационного раздела сайта Отдела образования;
- развитие направлений профориентационных образовательных маршрутов;
- обеспечение психолого-медико-социального сопровождения профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение эффективности системы разного уровня конкурсов, научно- практических конференций, выставок, форумов, фестивалей.
Достижение указанных результатов потребует введения новых форм, методов и приемов в практику школьной профориентации, что будет способствовать:
- улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;
- формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения подростков;
- формированию профориентационныхкомпетенций обучающихся;
- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.
Мероприятия по реализации направления «Профориентационная работа»
№ |
Мероприятие |
Срок реализации |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||
Всего |
По годам |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1 |
Реализация региональной модели профориентации школьников с целью повышения престижа получения рабочих профессий и технических специальностей |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
2 |
Создание экспериментальных «рабочих мест» (зон социальных практик) для организации «социальных проб» и «социальных практик» старшеклассников на муниципальном уровне |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию), ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
3 |
Участие в организации межмуниципальных летних профильных смен по направлению |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
0,6 |
- |
0,3 |
0,3 |
4 |
Организация и проведение массовых мероприятий: - конкурс рисунков «Профессия моих родителей» (1-4 классы); - конкурс фотографий «Я и мир профессий» (5-9 классы); - эссе «Профессии, которые мы выбираем» (10-11 классы). |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, ОК, ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию) |
|
0,045 |
0,010 |
0,015 |
0,020 |
5 |
Организация и проведение круглых столов, семинаров для родителей и обучающихся 11 классов с участием представителей учебных заведений |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ, ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию) |
|
0,020 |
- |
0,010 |
0,010 |
6 |
Организация и проведение семинаров для педагогических и руководящих работников по проблемам организации профориентационной работы |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию), ИРОСТ (по согласования) |
|
- |
- |
- |
- |
7 |
Разработка карты профориентационных маршрутов на муниципальном уровне |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ, ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
8 |
Психолого-медико-социальноесопровождениепрофессиональнойориентации детей-инвалидов и лиц сограниченнымивозможностямиздоровья |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
9 |
Организация ипроведение научно-практическихконференций ипедагогическихчтений поорганизациипрофессиональнойориентацийобучающихсяобразовательныхучреждений |
2015 |
Отдел образования, ОУ, ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию), ИРОСТ (по согласования) |
|
0,005 |
- |
- |
0,005 |
10 |
Участие в областнойпрофориентационной акции «Выпускник: образование, карьера, занятость» |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию), ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
11 |
Мониторинг профессиональных намерений выпускников |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
12 |
Организация профориентационной интерактивной игры «Мы на рынке труда» |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
|
|
|
0,670 |
0,010 |
0,325 |
0,335 |
Глава 6. Проектная деятельность.
Одной из ключевых составляющих новых федеральных государственных образовательных стандартов являются требования включения в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности как инновационной образовательной технологии, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Проектирование как совместная форма деятельности взрослых и детей обеспечивает формирование их способности к осуществлению ответственного жизненного выбора.
Сложилась практика стихийного применения проектной технологии в образовательном процессе. Большинство образовательных организаций используют социальное проектирование, однако в большей части качество реализуемых проектов не соответствует современным требованиям.
Анализ применения проектных технологий в практике общеобразовательных учреждений позволил выявить следующие проблемы:
- отсутствие системы организации проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- неготовность педагогов к системной работе по организации проектной деятельности в учебной и внеурочной деятельности.
Исходя из выявленных проблем, основной задачей является внедрение в образовательный процесс образовательных учреждений проектной деятельности, содействующей формированию ключевых компетенций обучающихся, необходимых в меняющихся социальных условиях.
Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:
- введение проектной деятельности в образовательный процесс, воспитательную работу каждого образовательного учреждения;
- на ступени начальной школы - организация проектной деятельности в учебной и внеурочной деятельности, обеспечивающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
- на ступени основного общего образования - встраивание в содержание учебного предмета проектных форм учебной деятельности, реализация межпредметных проектов, на основе сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками в процессе проектной деятельности;
- в старшей школе - проектирование индивидуальной образовательной траектории, приобретение умений учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Показателями эффективности реализации направления должно стать включение проектной деятельности в учебную и воспитательную работу всех образовательных учреждений, проведение конкурсов разного уровня, научно-практических конференцийобучающихся и публичной защиты проектов, привлечение родителей и социальных партнеров к совместной реализации и экспертизе социально значимых проектов обучающихся.
Достижение указанных результатов потребует введения новых форм социальной и учебной деятельности подростков, предполагающей проектную деятельность, активное общение, получение практического социального опыта.
Мероприятия по реализации направления «Проектная деятельность»
№ |
Мероприятие |
Срок реализации |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||
Всего |
По годам |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1 |
Введение в учебный план образовательного учреждения с 1 по 11 класс курса по проектной деятельности |
2013-2014 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
2 |
Разработка на муниципальном и институциональном уровне положения об организации проектной деятельности |
2013-2014 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
3 |
Разработка перечня (технологической карты) проектов с 1 по 11 класс в каждомобразовательном учреждении |
2014 |
Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию) |
|
- |
- |
- |
- |
4 |
Организация мониторинга реализации проектной деятельности на муниципальном уровне. |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
- |
- |
- |
- |
5 |
Организация и проведение научно- методических мероприятий для педагогических работников по внедрению проектной деятельности обучающихся в урочную и внеурочную деятельность |
2013-2015 |
Отдел образования, ОУ, ИРОСТ (по согласования) |
|
0,009 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
6 |
Участие в областной научно- практической конференции педагогов «Школьный проект как интеграция урочной и внеурочной деятельности» |
2014 |
Отдел образования, ОУ, ИРОСТ (по согласования) |
|
0,001 |
|
0,001 |
|
7 |
Подготовкаметодическихпособий,рекомендаций поорганизациипроектнойдеятельности вобразовательнойорганизации |
2014-2015 |
Отдел образования, ОУ |
|
0,020 |
|
0,010 |
0,010 |
|
Итого |
|
|
|
0,030 |
0,003 |
0,014 |
0,013 |
Отдел образования – Отдел образования Администрации Белозерского района;
ОУ – образовательные учреждения;
СМПСиТ – сектор по молодежной политике, спорту и туризму Администрации Белозерского совета;
РРС – районный родительский совет;
ОК – Отдел культуры Администрации Белозерского района;
ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» - Государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения по Белозерскому району»;
ГКУ ЦЗН Белозерского района – Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения по Белозерскому району Курганской области»;
ИРОСТ – Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»
Заместитель Главы Белозерского
района, управляющий делами: Н. П. Лифинцев