БОГДАНОВА Наталья Алексеевна

Глава Белозерского муниципального округа

Понедельник 10.00 - 12.00. Среда 10.00 - 12.00

О ведомственной целевой программе Отдела образования Администрации Белозерского района «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Белозерского района на 2013-2015 годы»
427 от 27.09.2013
Скачать (442 Кб)

Администрация Белозерского района

Курганской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от  «27» сентября 2013 г.  №427

с. Белозерское

О ведомственной целевой программе Отдела образования

 Администрации Белозерского района «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

Белозерского района на 2013-2015 годы»

 

 

В целях совершенствования организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Белозерского района, во исполнение п. 4 перечня поручений Президента российской Федерации от 12 декабря 2012 года № Пр-3410 Администрация Белозерского района

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить ведомственную целевую программу  Отдела образования Администрации Белозерского района «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Белозерского района на 2013-2015 годы»согласно приложению.
  2. Финансовому отделу Администрации Белозерского района (Конева В.В.) профинансировать расходы, связанные с выполнением программы, в установленные сроки.
  3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Главы Белозерского района, начальника управления социальной политики Баязитову М.Л.

 

Первый заместитель

Главы Белозерского района                                                           В.В. Терёхин

 

Приложение  к постановлению

 Администрации Белозерского района

от 27 сентября 2013 года № 427

«О ведомственной целевой программе

Отдела образования Администрации

Белозерского района «Развитие

воспитательной  компоненты в

общеобразовательных учреждениях

Белозерского района на 2013 – 2015 годы»

 

Ведомственная целевая

программа Отдела образования

 Администрации Белозерского района

«Развитие воспитательной компоненты

в общеобразовательных учреждениях

Белозерского района на 2013-2015 годы»

 

Раздел 1. Паспорт

ведомственной целевой программы Отдела образования Администрации Белозерского района «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Белозерского района на 2013-2015 годы»

Наименование главного распорядителя средств бюджета, выделяемых на образование

Отдел образования Администрации Белозерского района

Наименование программы

Ведомственная целевая программа Отдела образования Администрации Белозерского района «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Белозерского района на 2013-2015 годы»

 

Наименование, номер правового акта органа исполнительной власти Белозерского района, утверждающего программу

Постановление Администрации Белозерского района

  от 27.09.2013 года № 427.

Цели и задачи

Цель программы:

Создание условий и  инновационных механизмов развития системы воспитательной работы в Белозерском районе (далее – система воспитательной работы)

 

Задачи программы:

- обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях;

- обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений и обеспечение достижения личностных образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и индивидуальными особенностями каждого школьника,  преодоление формализма в содержании и организации воспитательного процесса;

- совершенствование управленческой системы;

- профилактика разрушающего воздействия на личность новой потребительской идеологии социума и массовой культуры;

- организация взаимодействия учреждений общего, дополнительного образования района, общественных объединений, родителей в решении задач воспитания молодого поколения;

- расширение круга социальных партнеров для обеспечения безопасности школьников;

- организация работы по использованию современных форм активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации детей;

содействие развитию детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления;

- создание эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей, интересов и общественных потребностей, запросов рынка труда;

- внедрение в образовательный процесс учреждений района проектной деятельности, содействующей формированию ключевых компетентностей обучающихся, необходимых в меняющихся социальных условиях;

- разработка в каждом ОУ  программы усиления воспитательной компоненты;

преодоление формализма в содержании и организации воспитательного процесса.

Сроки реализации программы

2013-2015 годы

 

Объемы и источники финансирования

2013 – 0,127 млн. руб.

2014 – 0,580млн. руб.

2015 – 0,612млн. руб.

Бюджет Белозерского района

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности, целевые индикаторы

 

Результаты

Индикаторы

- осуществление воспитательного процесса на основании общих для всех ступеней  содержания, методов и критериев результативности;

- 65 % школ  осуществляют согласованный на этой базе воспитательный процесс;

-наличие в каждом ОУ программы воспитания и социализации обучающихся соответствующей требованиям ФГОС и в соответствии с результатами входящего психологического анкетирования;

- скорректированные планы мероприятий в программах ОУ

- позитивная динамика воспитанности и личностных образовательных результатов обучающихся (воспитанников) по принятым в системе критериям и показателям;

- сформированность системы нравственных ценностей и устойчивого мировоззрения;

- преодоление формализма в содержании и организации воспитательного процесса;

-  60%  воспитательных мероприятий носит инновационный характер;

- 100%  общеобразовательных учреждений, имеющих программы экологического воспитания, составленные в соответствии с требованиями ФГОС ;

- доля общеобразовательных учреждений, имеющих программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- доля общеобразовательных учреждений, имеющих программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, составленные в соответствии с требованиями ФГОС;

- повышение  профессиональной компетентности организаторов воспитания в общеобразовательных учреждениях, формирование современного корпуса тьюторов воспитательной деятельности;

- создание нормативно-организационных, управленческих условий для реализации воспитательной компоненты;

- создание гибкой системы педагогического реагирования на индивидуальные запросы воспитанников;

- создание современной системы оценки качества воспитания на основе принципов открытости, объективности, коллегиальности;

 

- 25% педагогов в год,  повышающих свой профессиональный уровень средствами  курсов повышения квалификации и переподготовки на востребованные специальности;

- 40% из проведенных методических мероприятий имеют воспитательную направленность;

- 100%  ОУ, имеющих обновленную нормативно-правовую базу по воспитательной работе;

- 100% ОУ, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением  (Совет школы, Управляющий совет, школьный родительский совет);

- рост числа школьников, включенных в деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления;

- апробация 40% новых форм и методов воспитательной работы;

- 100% общеобразовательных учреждений, в которых введена дифференцированная оплата труда за качественное выполнение функций классного руководителя;

 - приведение к минимуму влияния массовой культуры

- результаты анкетирования, отражающие правильный эстетический, нравственный выбор школьников;

- коллегиальность в организации  и проведении воспитательных мероприятий

- 90% мероприятий программы реализуются совместно с учреждениями культуры и дополнительного образования района, общественными объединениями  и родителями обучающихся;

- до 88% детей, охваченных услугами дополнительного образования;

- системное взаимодействие школ с новым социальным партнером – соседями школьников;

- решение 30% актуальных проблем с помощью территориальных микрогрупп – соседей;

- повышение ответственности родителей и уровня социальной активности семей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства;

- ростудовлетворенности родителей школьников качеством воспитательного процесса и дополнительных образовательных услуг;

- профилактика социальных угроз и защита детства от асоциального влияния и диктата массовой культуры;

 

- до 60% родителей, вовлеченных в процесс управления школой и в социально значимую деятельность;

- в 100% ОУ организована деятельность  семейных клубов;

- до 90% родителей, удовлетворенных качеством воспитателнього процесса и дополнительных образовательных услуг;

- сокращение доли несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния и  правонарушения 

 

Понятия, используемые при разработке Программ

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, яв­ляющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его об­разовательных потребностей и интересов.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание усло­вий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в по­вседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Единое воспитательное пространство - система взаимосвязанных образовательных и воспитательных учреждений, детских и юношеских организаций, функционирующих на его территории, социальных педагогов, психологов, профориентаторов, тех отделов предприятий, которые по своему замыслу реализуют определенные воспитательные функции по отношению к детям, средства массовой информации, общественные организации.

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризую­щий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятель­ности.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обяза­тельных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специ­альности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образова­тельными организациями высшего образования, определенными Федеральным зако­ном или указом Президента Российской Федерации.

Федеральные государственные требования - обязательные требования к миниму­му содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, услови­ям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответ­ствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических усло­вий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттеста­ции, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, ра­бочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая доку­ментация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, при­мерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования опре­деленного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятель­ности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

План внеурочной деятельности - нормативный документ образовательного учре­ждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, со­став и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для сту­пени общего образования.

Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ зна­ний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образо­вания.

Профессиональное образование - вид образования, который направлен на при­обретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образо­вательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции опреде­ленных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в опре­деленной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специально­сти.

Профессиональная ориентация — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная проба — профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Тренинг - это ситуация воздействия на личность, целью которой является самопознание и саморазвитие человека, приобретение им новых навыков.

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всесто­роннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Делинквентное поведение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и врача.

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, слу­жебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной програм­мы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее пред­метно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучаю­щегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятель­ности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, феде­ральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юриди­ческого лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по ре­ализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающи­мися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и обще­ственных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью ко­торых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования - участники образовательных отно­шений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Массовая культура – культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, массовую литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство, кино и т. п. Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.

Социальные угрозы – опасные для ребенка проявления в жизни социума: алкоголизация и наркотизация, легализация насилия, вседозволенность в конкурентной борьбе, пропаганда успеха любой ценой, искаженные гендерные процессы и др.

Компетентность - уровень обладания компетенцией, владение знаниями; быть знающим, сведущим.

Компетенция - круг полномочий, круг вопросов, в которых хорошо осведомлен; способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности.

Личностное развитие - развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно- продуктивной деятельности на основе компетенции уметь учиться.

Самоопределение - определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. Для учащихся следует выделить два типа действий: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивов и действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогический процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носители этих ценностей: многонациональный народ России, государство, семья, традиционные религиозные объединения.

Гражданская идентичность - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение к истории и культуре каждого народа.

Нравственность - совокупность норм поведения человека, моральные качества, внутренне принятая мораль, регулирующая индивидуальное поведение. О наличии нравственности свидетельствует способность к эмоциональному переживанию, стыду, сочувствию.

Социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности, установление социальных связей, принятие ценностей различных социальных групп и общества в целом.

Профессиональная ориентация - деятельность, направленная на помощь в выборе профессии (коррекцию выбора) через организацию процесса определения вида трудовой деятельности, в которой молодой человек хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией; коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.

Метод проектов - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Социальная адаптация — приспособление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой.

Социальный проект - это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность организации по решению социально значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов.

Социальная проба - это вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — вид социального проектирования, в ходе которого происходит освоение, отработка социальных навыков и познание внутренней, сущностной стороны социальной действительности.

 

Раздел II. Характеристика задачи, решение которой осуществляется путем реализации программы

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», федеральным государственным образовательным стандартом второго поко­ления, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Для реализации поставленных цели и задач необходимо создание единого воспитательного пространства района на основе существующего опыта воспитательной работы образовательных учреждений.

Также возникает потребность координации деятельности общеобразовательных учреждений и органа управления образованием по организации системы воспитательной работы. В этой связи предпринимается попытка создания объединяющей все школы воспитательной программы, которая дает возможность осуществить согласованную деятельность по воспитанию школьников, подготовить преемственность при переходе подростков из одной школы в другую.

Назрела необходимость анализа и обобщения опыта, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом новой федеральной нормативно-правовой базы и региональной специфики, поиска эффективных педагогических технологий и механизмов системной организации данной работы в регионе.

Программа составлена с учетом новых социальных условий, которые обуславливают становление личности в противоречивое время реформ. Большое внимание уделено предупреждению негативного влияния социальных факторов, методам защиты школьников от современных угроз.

В целях обеспечения прав граждан и государственных гарантий на получение об­щедоступного и качественного бесплатного общего образования в последние годы вве­дены федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Для координации деятельности образовательных учреждений по вопросам введе­ния новых стандартов при Отделе образования функционирует координационный совет, который осуществляет руководство реализацией ФГОС.

В рамках реализации новых стандартов каждая школа разработала программы ду­ховно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Вместе с тем, качество указанных программ не всегда соот­ветствует требованиям. Мало отражены, в частности, специфика школ, их проблем, особенности педагогических и ученических коллективов, концепция развития учреждения. Запланированные мероприятия носят традиционный характер, практически не связаны с интересами, потребностями и проблемами детей. Личностно-ориентированный подход зачастую лишь декларируется.

Неурегулированным остается вопрос взаимодействия школ и учреждений допол­нительного образования при реализации внеурочной деятельности.

Выполнению требований стандарта к материально-технической базе способствует проект модернизации общего образования, реализуемый на протяжении двух лет.

Среди существующих сильных сторон и наиболее важных достижений в области воспитания проблемным полем остаются:

- противоречия между быстрой сменой социальных запросов и требований к уровню образования и воспитания выпускника школы и сохраняющимися традиционными подходами к содержанию и формам воспитания;

- недостаточное внимание к вопросам профилактики всего спектра социальных угроз, реагирование на узкий круг проблем, создаваемых и постоянно обновляемых новыми общественными отношениями;

- неправомочное делегирование социальными институтами и обществом всей полноты полномочий по воспитанию исключительно педагогам и общеобразовательным учреждениям;

- недостаточное привлечение новых социальных партнеров;

- отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения в условиях введения нового поколения образовательных стандартов;

- отсутствие четкого разграничения функций и содержания деятельности органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений;

- отсутствие достаточной педагогической поддержки органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений вследствие недостатка квалифицированных кадров;

- утрата семейных духовно-нравственных ценностей и традиций, расшатывание семейных устоев, потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни (пьянство и наркомания), низкий уровень общей культуры (культуры ответственного родительства, коммуникативной, сексуальной, правовой культуры и других ее аспектов), самоустранение многих родителей от воспитания детей;

- низкая родительская активность в общественном управлении общеобразовательным учреждением;

- отсутствие качественной педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся, направленной на самопознание, выявление истинных мотивов выбора профессии, реальных возможностей и образовательных потребностей, и, как результат, неосознанный выбор профессии, отсутствие проектирования вариантов профессиональных жизненных путей;

- преобладание ценности высшего образования над профессиональным самоопределением;

- отсутствие системы организации проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях района;

- неготовность педагогов к системной работе по организации проектной деятельности в учебной и внеурочной деятельности.

Данные проблемы требуют проведения комплексной модернизации системы воспитательной работы в Белозерском районе на межведомственной основе с целью выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей и молодежи.

Для решения проблем определены шесть основных направлений настоящей программы:

- организационно-управленческие меры;

- развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;

- воспитание социально активной личности;

- работа с родителями;

- профориентационная работа;

- проектная деятельность.

Каждое направление программы включает:

- анализ ситуации;

- определение основных проблем;

- формулировку приоритетных задач;

- мероприятия по решению поставленных задач, согласованные по срокам, исполнителям, источникам и объемам финансирования;

- показатели эффективности.

 

Приоритеты политики в сфере воспитания

Основным направлением политики в системе воспитательной ра­боты на период реализации программы является создание условий и инновационных механизмов развития системы воспитательной работы в области, обновление содержа­ния и технологий воспитательной деятельности в соответствии с изменившимися по­требностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.

Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:

- поддержка в сфере воспитания инноваций и инициатив педагогов, профессио­нальных сообществ, образовательных организаций;

- профилактика социальных угроз и защита детства;

- разработка механизма обновления содержания воспитательной работы на всех уровнях;

- переход на государственно-общественный характер управления образователь­ным учреждением;

- комплексное сопровождение введения федеральных государственных образо­вательных стандартов, задающих новые требования к результатам воспитательной де­ятельности;

- обеспечение доступности и качества услуг и программ дополнительного об­разования для граждан независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья в соответствии с их индивидуально-групповыми потребностями и потребностями общества и государства;

- внедрение новых моделей организации дополнительного образования и социа­лизации детей, профориентационной работы, работы с родителями обучающихся;

- развитие практик социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, разработка совре­менных программ социализации детей в каникулярный период;

- введение метода проектной деятельности в воспитательную работу каждого об­разовательного учреждения.

 

Раздел III. Цели и задачи программы

Цель программы:

Создание условий и  инновационных механизмов развития системы воспитательной работы в Белозерском районе (далее – система воспитательной работы)

 

Задачи программы:

- обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях;

- обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений и обеспечение достижения личностных образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и индивидуальными особенностями каждого школьника,  преодоление формализма в содержании и организации воспитательного процесса;

- совершенствование управленческой системы;

- профилактика разрушающего воздействия на личность новой потребительской идеологии социума и массовой культуры;

- организация взаимодействия учреждений общего, дополнительного образования района, общественных объединений, родителей в решении задач воспитания молодого поколения;

- расширение круга социальных партнеров для обеспечения безопасности школьников;

- организация работы по использованию современных форм активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации детей;

- содействие развитию детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления;

- создание эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей, интересов и общественных потребностей, запросов рынка труда;

- внедрение в образовательный процесс учреждений района проектной деятельности, содействующей формированию ключевых компетентностей обучающихся, необходимых в меняющихся социальных условиях;

- разработка в каждом ОУ  программы усиления воспитательной компоненты;

- преодоление формализма в содержании и организации воспитательного процесса.

 

Раздел IV. Описание ожидаемых результатов реализации программы ицелевые индикаторы

Реализация ведомственной целевой программы Отдела образования Администрации Белозерского района «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Белозерского района на 2013-2015 годы» предполагает:

- развитие системы воспитательной работы в Белозерском районе,

- создание нормативно-организационных, управленческих условий для реализации воспитательного компонента;

- совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства общеобразовательных учреждений с общественными институтами;

- рост числа школьников, включенных в деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления;

- позитивная динамика уровня воспитанности и личностных образовательных результатов обучающихся (воспитанников) по принятым в системе критериям и показателям;

- создание современной системы оценки качества воспитания на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

- повышение социального статуса и профессиональной компетентности организаторов воспитания в общеобразовательных учреждениях, формирование современного корпуса тьюторов воспитательной деятельности;

- наличие программы воспитания и социализации школьников в каждом общеобразовательном учреждении и ежегодного публичного отчета по ее реализации;

-  сформированность системы нравственных ценностей и устойчивого мировоззрения;

- создание культурной среды, противостоящей масскульту в межличностных отношениях и в информационном пространстве;

- профилактика социальных угроз и защита детства от асоциального влияния и диктата массовой культуры;

- наличие в общеобразовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания;

- рост удовлетворенности родителей школьников качеством воспитательного процесса и дополнительных образовательных услуг;

- повышение статуса родительства (материнства и отцовства) и уровня социальной активности семей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства;

- рост количества старшеклассников, осуществляющих осознанный выбор профессии, в соответствии с потребностями регионального рынка труда и в соответствии с индивидуальными способностями и запросами школьников;

- развитие региональной системы профессиональной ориентации учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.

рост числа школьников, вовлеченных в проектную деятельность.

 

Сроки и этапы реализации программы

Реализация программы будет осуществляться в 3 этапа:

  1. этап - 2013 год;
  2. этап - 2014 год;
  3. этап - 2015 год

Раздел V. Перечень и описание программных мероприятий (с указанием объема финансирования, направлений расходования средств и источников финансирования, сроках реализации каждого мероприятия программы)

Программа включает следующие направления работы:

-                  организационно-управленческие меры;

-                     развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;

-                  воспитание социально активной личности;

-                  работа с родителями;

-                  профориентационная работа;

-                  проектная деятельность.

 

Глава 1. Организационно-управленческие меры

Образование сегодня рассматривается как важнейший стратегический ресурс развития личности, общества, государства. И его целью в современных условиях яв­ляется формирование социально компетентной личности, способной к творчеству, самоопределению в условиях меняющегося мира. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» усиление воспитательного потенциала школы выде­лено в качестве ведущего приоритета современной школы.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшей целью отечественного образования и приоритетной задачей общества и государства воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для воспитания человека, обладающего такими качествами, в современных условиях необходима интеграция потенциальных возможностей всех субъектов воспитательного процесса. Поэтому ведомственная программа на период до 2015 года призвана стать системообразующим фактором в координации деятельности по стратегическому планированию и организации воспитания на основе определения приоритетов, перспектив и механизма управления развитием системы воспитательной работы в Белозерском районе.

Программа ориентирована на решение следующих проблем:

- несогласованность действий различных субъектов воспитания (образовательных институтов, семьи, детских и молодежных объединений, средствами массовой информации, органов власти и общественных организаций) в формирующемся воспитательном пространстве района;

- излишняя бюрократизация управления воспитательным процессом, избыточное администрирование, авторитарность взамен развития потенциала самоорганизации;

- доминирование мероприятийного подхода к воспитанию, преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над делами, организованными совместно взрослыми и детьми;

- нечеткость целеполагания, постановка нереалистичных целей воспитания;

- избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания; стремление к количественной фиксации и статистическому оформлению результатов и эффектов воспитания;

- деградация форм воспитательной деятельности, искажение методик воспитания;

- низкий уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в образовательных учреждениях, дефицит ресурсного обеспечения;

- игнорирование социальной агрессии и угроз детству, влияния технологий и СМИ на формирование личности;

- потеря интеллектуальных и духовных, личностных взаимоотношений ученика и учителя, разобщенность поколений;

- разрушение неформальных связей школы и общества.

Необходимость решения отмеченных выше проблем требует консолидации усилий всех здоровых сил общества, обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам.

Управление процессом развития воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях будет строиться на основе целевого планирования, включающего нормативно-правовое обеспечение, кадровое, организационное, научно-методическое и информационное сопровождение.

В соответствии с ведомственной программой Отдела образования будут разработаны школьные программы развития воспитательной работы и созданы рабочие группы.

В целях повышения уровня профессионализма педагогов, занимающихся воспитательной работой, будут обновлены критерии оценки эффективности их деятельности. Также критерии эффективности воспитательной работы в учреждении будут учитываться при переходе на «эффективный контракт» с руководителями.

Меры мотивационной, конкурсной, грантовой поддержки будут способствовать повышению статуса педагогов, занимающихся воспитательной работой, учреждений, успешно реализующих программы воспитательной работы.

Организация и проведение мониторинга эффективности воспитательной работы позволит вносить в Программу своевременные коррективы.

 

Перечень мероприятий по направлению «Организационно – управленческие мероприятия»

Мероприятие

Срок реализации

Исполнитель

Источник финансирования

Объем финансирования (млн. руб.)

Всего

По годам

2013

2014

2015

1

Внесение дополнений в должностные инструкции и положение о классном руководителе

2013

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

2

Создание рабочих групп по разработке муниципальной программы воспитательной работы и оценке результатов их реализации

2013

Отдел образования

 

-

-

-

-

3

Разработка мировоззренческой основы проектов программ школ

2013

Отдел образования

 

-

-

-

-

4

Открытие лаборатории инноватики при Отделе образования

2014

Отдел образования

 

0,006

 

0,006

 

5

Создание интернет-сообщества классных руководителей и родителей обучающихся

2014

Отдел образования

 

-

-

-

-

6

Включение вопросов воспитательной работы  в работу МО предметников и руководящих работников

2013-2015

Отдел образования

 

-

-

-

-

7

Введение номинаций: «Классный руководитель», «Социальный педагог», «Педагог-психолог», «Заместитель директора» в районный фестиваль педагогического мастерства

2014

Отдел образования

 

0,015

-

0,015

-

8

Организация конкурса школьных программ по воспитательной работы

2014-2015

Отдел образования

 

0,030

-

0,015

0,015

9

Организация участия в конкурсах: «Воспитать человека», в конкурсе воспитательных систем и др.

2013-2015

Отдел образования, ОУ

 

0,045

0,010

0,015

0,020

10

Создание экспериментальных  площадок по приоритетным направлениям

2014-2015

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

11

Обеспечение научно-методического сопровождения деятельности экспериментальных площадок

2013-2015

Отдел образования, ОУ

 

0,030

0,010

0,010

0,010

12

Разработка муниципальных критериев эффективности воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях

2014

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

13

Включение в «эффективный контракт» руководителя критериев эффективности воспитательной работы

2014

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

14

Организация мониторинга состояния воспитательной работы.

2013-2015

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

15

Ведение рейтинга ОУ (по итогам мониторинга)

2013-2015

Отдел образования

 

-

-

-

-

16

Создание раздела на сайте Отдела образования  «Воспитательная работа»

2013

Отдел образования

 

-

-

-

-

17

Обеспечение оперативной консультационной помощи Управляющим советам по осуществлению поддержки в  воспитательной работе в ОУ

2013-2015

Отдел образования

 

-

-

-

-

18

Организация мониторинга воспитательной работы Управляющими советами ОУ

2013-2015

Отдел образования

 

-

-

-

-

19

Обеспечение квалифицированной психолого-педагогической поддержки процессов  обновления воспитательной работы

2013-2015

Отдел образования

 

0,009

0,003

0,003

0,003

 

Итого:

 

 

 

0,135

0,023

0,064

0,048

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие воспитательной  компоненты через реализацию федеральных государственных стандартов

Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодежи. Основными направлениями организации воспитания и социализации обуча­ющихся общеобразовательных учреждений должны стать.

1. Гражданско-патриотическое.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

-     формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-историче­ского наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культур­ным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно- исследова­тельской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспор­ные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского госу­дарства; повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпрета­ции социально-экономических и политических процессов, формирование на этой осно­ве активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

-     увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потреб­ности в социальном и межкультурном взаимодействии;

-     развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного пове­дения среди учащейся молодежи.

  1. Духовно-нравственное воспитание ориентировано на формирование у обучающихся:

-     ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нрав­ственного выбора, достоинство, любовь и др.);

-     представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

-     набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнооб­разия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями сво­боды совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

-     комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях ак­тивной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции сво­его народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в соци­альной практике;

-     уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

  1. Здоровьесберегающее воспитание ориентировано на формирование у обучаю­щихся:

-     культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

-     навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения.

  1. Правовое воспитание и культура безопасности направлены на:

-     формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и сво­боде личности;

-     развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.

  1. Экологическое воспитание ориентировано на формирование:

-     ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

-     ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологи­ческую ситуацию на локальном и глобальном уровнях;

-     экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техно­генной среде;

-     условий для развития опыта многомерного взаимодействия обучающихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

В 2013-2014 учебном году продолжается переход общеобразовательных учре­ждений Белозерского района на ФГОС начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Доля школьников, обучающихся по ФГОС НОО, в общей численности школьников составляет 43 %.

В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа начального общего образования реализуется общеобразовательными учреждениями, в том числе и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность реализуется через:

-     учебный план образовательного учреждения, а именно через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т.д.);

-     дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

-     образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта,

-     обновление квалификационных характеристик должностей работников образо­вания: заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора, соци­ального педагога, педагога-психолога.

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих  особенности школ района.

Обязательными документами в рамках ФГОС являются программы духовно- нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Основным проблемным полем в направлении «Развитие воспитательной компо­ненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов» является:

-     отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обуче­ния в условиях введения нового поколения образовательных стандартов;

-     потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономиче­ского развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;

-     неурегулированность вопроса взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования при реализации внеурочной деятельности;

- несоответствие разработанных и реализуемых в общеобразовательных учреждениях программ духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни требованиям федеральных государственных образовательных стандартов  и потребностям школьников;

-     отсутствие качественного внутришкольногоконтроля за воспитательным про­цессом в общеобразовательных учреждениях.

Для решения проблем поставлены задачи:

  1. Введение новых форм социальной и учебной деятельности подростков, пред­полагающей пробы в разных сферах, интенсивное общение, получение практического социального опыта.
  2. Обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
  3. Создание современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок.
  4. Вовлечение родительского сообщества, представителей религиозных организаций в процесс разработки программ духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также в систематический контроль за их реализацией
  5. Создание условий для развития системы дополнительного образования детей общеобразовательных учреждений и интеграция общего и дополнительного образования сферы культуры и спорта для организации внеурочной деятельности.

Перечень мероприятий по направлению

«Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов»

 

Мероприятие

Срок реализации

Исполнитель

Источник финансирования

Объем финансирования (млн. руб.)

Всего

По годам

2013

2014

2015

1

Разработка и апробация образовательных программ дополнительного образования детей с учетом особенностей организации внеурочной деятельности и требований ФГОС общего образования

2013-2015

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

2

Создание педагогических отрядов из числа школьников для организации воспитательной работы, в том числе в каникулярное время

2013

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

3

Проведение тематических детских, педагогических и родительских рождественских чтений в соответствии с актуальными направлениями воспитательной работы

2013-2015

Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию)

 

0,055

0,015

0,020

0,020

4

Организация научно-методического сопровождения реализации ФГОС в полном объеме.

2013-2015

Отдел образования,  ИРОСТ (по согласования)

 

0,030

0,005

0,010

0,015

5

Проведение районного конкурса программ духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

2013-2015

Отдел образования,  РРС (по согласованию)

 

0,060

0,015

0,020

0,025

6

Реализация региональной модели административного мониторинга в условиях введения ФГОС, ориентированной на контроль за воспитательной работой

2013-2015

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

7

Участие в  областной научно-практической конференция «Воспитательная работа в условиях введения ФГОС»

2014

Отдел образования, ОУ,  ИРОСТ (по согласования)

 

0,002

-

0,002

-

8

Разработка и публикация методических рекомендаций по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО

2013-2015

Отдел образования, ОУ

 

0,024

0,003

0,008

0,013

9

Создание и организация деятельности научного общества обучающихся.

2014

МКОУ «Белозерская СОШ»

 

0,005

-

0,005

-

10

Организация и проведение в общеобразовательных учреждениях месячника «Я и Закон»

2014 - 2015

Отдел образования, ОУ

 

0,025

-

0,010

0,015

11

Организация и проведение марафона «Основы налоговой грамотности»

2014

Отдел образования, ОУ

 

0,002

-

0,002

-

12

Организация и проведение акции «Я законопослушный гражданин»

2014

Отдел образования, ОУ

 

0,001

-

0,001

-

13

Проведение районного конкурса программ внеурочной деятельности

2013-2015

Отдел образования

 

0,030

0,008

0,010

0,012

14

Открытие районной детско-родительской школы информационной культуры

2014

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию)

 

-

-

-

-

15

Реализация  программы  областной пилотной площадки «Святыни души»

2013-2015

МКОУ «Ягоднинская СОШ»

 

-

-

-

-

16

Реализация программы областной пилотной площадки «По святыням Белозерского района» (по направлению образовательный туризм)

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  ОК

 

0,045

0,010

0,015

0,020

17

Организация межмуниципального взаимодействия в рамках проекта «Поможем по-соседски»

2013-2015

Отдел образования, ОУ

 

0,030

0,005

0,010

0,015

18

Оказание психологической поддержки в реализации ФГОС

2013-2015

Отдел образования, ОУ

 

0,012

0,002

0,004

0,006

 

Итого

 

 

 

0,321

0,063

0,117

0,141

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Воспитание социально активной личности

Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества является формирование социально активной личности.

Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставлено право на участие в управлении образовательным учреждением (организацией), а также на участие в деятельности общественных объединений и создание их в общеобразовательных учреждениях (организациях).

На основании мониторинговых исследований можно сделать следующие выводы:

- увеличивается число органов ученического самоуправления и общественных объединений на базе образовательных учреждений;

- существует система поддержки лидеров органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений, в том числе традиционно проводятся  районных конкурсов.

Вместе с тем отмечается:

- дефицит квалифицированных кадров, отсутствие достаточной педагогической поддержки органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений;

- отсутствие четкого разграничения понятий «органы ученического самоуправления» и «молодежные и детские общественные объединения», их функций и содержания деятельности;

- недостаточная популярность и слабая активность региональных отделений всероссийских общественных объединений;

- содержание деятельности органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений сводится, как правило, только к реализации культурно-досуговых программ.

Принципиальные изменения будут происходить в содержании и формах органи­зации деятельности по следующим направлениям: развитие школьного самоуправле­ния, детских и молодежных общественных объединений, волонтерства и добровольче­ства, развитие системы поддержки лидеров.

Основными мероприятиями по воспитанию социально активной личности будут:

- организация курсовой подготовки, методических мероприятий и стажировок в региональных отделениях всероссийских общественных объединений для заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов, методистов;

- разработка методических рекомендаций по обновлению содержания и форм организации деятельности органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений;

- координация и конкурсная поддержка деятельности муниципальных штабов волонтерского движения;

- интеграция сферы образования и молодежной политики через реализацию социально значимых проектов и систему массовых мероприятий для детей и молодежи;

- поддержка создания и развития молодежных общественно-совещательных структур в муниципальных образованиях и на уровне региона.

 

Перечень мероприятий по реализации направления

«Воспитание социально активной личности»

Мероприятие

Срок реализации

Исполнитель

Источник финансирования

Объем финансирования (млн. руб.)

Всего

По годам

2013

2014

2015

1

Организация цикла бесед в рамках МО  «Воспитание социально-активной личности»

2014-2015

Отдел образования

 

-

-

-

-

2

Проведение организационно-методических мероприятий (семинаров, вебинаров и др.)

2013-2015

Отдел образования, ОУ, СМПСиТ ИРОСТ (по согласования)

 

0,018

0,003

0,006

0,009

3

Издание методических пособий, рекомендаций по организации деятельности органов ученического самоуправления и молодёжных и детских общественных объединений в общеобразовательных учреждениях

2014-2015

Отдел образования, ОУ,  СМПСиТ

 

0,013

-

0,005

0,008

4

Организация мониторинга деятельности органов ученического самоуправления и молодёжных и детских общественных объединений

2013-2015

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

5

Обеспечение информационного сопровождения направления «Воспитание социально-активной личности» на сайте Администрации Белозерского района

2013-2015

Отдел образования,  СМПСиТ

 

-

-

-

-

6

Организация участия в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях по направлению

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  СМПСиТ),  ИРОСТ (по согласования)

 

-

-

-

-

7

Участие в областном фестивале-конкурсе «Молодежное самоуправление» для представителей органов ученического самоуправления и молодежных общественно-совещательных структур

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  СМПСиТ

 

-

-

-

-

8

Участие в деятельности муниципального штаба волонтерского движения

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  СМПСиТ

 

-

-

-

-

9

Организация читательских галерей «Литературный герой в пространстве нового времени»

2014-2015

Отдел образования, ОУ,  ОК

 

-

-

-

-

 

Итого

 

 

 

0,031

0,003

0,011

0,017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. «Работа с родителями»

Семья является важнейшим звеном многогранного процесса формирования лич­ности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный окружающий мир. Однако современные семьи развиваются в условиях проти­воречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приво­дят к обострению семейных проблем:

  1. Усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и соци­альному статусу).
  2. Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей.
  3. Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель.
  4. Разрушение системы «родители-ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей.
  5. Мощное агрессивное воздействие средств массовой информации и глобаль­ной сети Интернет.

Все это приводит к тому, что семья не всегда может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:

-        способствование успешной социализации и самореализации ребенка;

-        обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ре­бенка;

-        обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифи­цированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную, досуговую де­ятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Задачами такого взаимодействия должны стать:

-        формирование активной педагогической позиции родителей;

-        вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

-        активное участие родителей в воспитании детей.

Решение задач возможно через:

-        развитие семейных клубов;

-        ведение «Семейного календаря»;

-        создание «Виртуального университета педагогических знаний для родителей»;

-        профессиональную переподготовку различных категорий родителей на отделе­нии «Социальная педагогика» ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социаль­ных технологий»;

-        реализацию сетевого проекта «Школа ответственного родительства»;

-        создание сетевого сообщества родителей как коммуникативной площадки для обмена позитивным опытом семейного воспитания;

- активное вовлечение родителей в управление общеобразовательным учрежде­нием, что позволит качественно изменить содержание и формы работы родительских советов (комитетов).

 

Перечень мероприятий по реализации направления «Работа с родителями»

Мероприятие

Срок реализации

Исполнитель

Источник финансирования

Объем финансирования (млн. руб.)

Всего

По годам

2013

2014

2015

1

Создание и развитие сетевых сообществ родителей

2013-2015

Отдел образования, ОУ,   РРС (по согласованию)

 

-

-

-

-

2

Создание «Виртуального университета педагогических знаний для родителей»

2014-2015

Отдел образования,  ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию)

 

-

-

-

-

3

Участие в реализации сетевого проекта «Школа ответственного родительства»

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию)

 

0,012

0,002

0,004

0,006

4

Организация и проведение марафонов конференций, выставок, фестивалей, конкурсов социальных проектов по работе с семьей

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию),  ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию)

 

0,045

0,010

0,015

0,020

5

Организация диспутов по современным спорным кинофильмам

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  ОК

 

-

-

-

-

6

Разработка единого семейно-школьного кодекса

2013

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию)

 

-

-

-

-

7

Участие во введении в воспитательную работу «Семейного календаря»

2013

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию)

 

-

-

-

-

8

Участие в семинарах, вебинарах и курсах повышения квалификации специалистов, работающих с семьей и родителями

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию),  ИРОСТ (по согласования)

 

-

-

-

-

9

Осуществление патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию)

 

-

-

-

-

10

Оказание содействия в получении грантовой поддержки   педагогов, работающих с семьями, находящимися в СОП и в ТЖС

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию),  ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию)

 

-

-

-

-

11

Организация и проведение месячника «Родители за безопасность на дорогах»

2014

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию)

 

0,005

-

0,005

-

12

Организация и проведение марафона «Заботливый родитель – здоровые дети»

2014-2015

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию)

 

0,010

-

0,005

0,005

13

Организация и проведение родительского всеобуча «Основы налоговой грамотности»

2014

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

14

Организация и проведение акции «Время семьи! Время семье!»

2013 - 2014

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию)

 

-

-

-

-

15

Создание банка телевизионных передач «Проблемы воспитания на телеэкране»

2014-2015

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

16

Организация и проведение районного конкурса «Социальная активная семья Курганской области»

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию)

 

0,030

0,008

0,010

0,012

17

Организация и проведение районного фестиваля клубов молодых семей

2013-2015

Отдел образования,  РРС (по согласованию),  ОК

 

0,030

0,005

0,010

0,015

 

Итого

 

 

 

0,132

0,025

0,049

0,058

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Профориентационная работа

В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.

Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Современная ситуация социализации выпускников школ обусловлена сменой профориентационных приоритетов, постоянным обновлением общественно значимых профессий, резким изменением потребностей социума в специалистах. Педагоги мало готовы к реагированию на нестабильность рынка труда, испытывают затруднения в подготовке успешной адаптации школьников в этих условиях.

На сегодняшний день состояние результатов работы педагогических коллективов по профессиональному самоопределению показывает следующие трудности в работе:

-     не во всех школах внедряется региональная модель профориентационной работы;

-     не охватываются все возрастные группы обучающихся и не учитываются индивидуальные особенности возраста и личности;

-     в ряде случаев выбор профессии обучающимися осуществляется без учета потребностей рынка труда.

Исходя из выявленных проблем, основной задачей профориентационной работы в современной школе является создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов с одной стороны и общественных потребностей, запросов рынка труда с другой.

Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:

-     внедрение региональной модели профориентационной работы во всех школах района;

-     сотрудничество образовательного учреждения с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы, социальными институтами; через совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

-     создание экспериментальных «рабочих мест» (зон социальных практик) на институциональном и муниципальном уровнях;

-     информационная поддержка профессионального самоопределения через об­новление содержания и направлений работы профориентационного раздела сайта Отдела образования;

-     развитие направлений профориентационных образовательных маршрутов;

-     обеспечение психолого-медико-социального сопровождения профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-     повышение эффективности системы разного уровня конкурсов, научно- практических конференций, выставок, форумов, фестивалей.

Достижение указанных результатов потребует введения новых форм, методов и приемов в практику школьной профориентации, что будет способствовать:

-     улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;

-     формированию критериев и показателей социально-профессионального самоо­пределения подростков;

-     формированию профориентационныхкомпетенций обучающихся;

- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также по­требностей рынка труда.

 

Мероприятия по реализации направления «Профориентационная работа»

Мероприятие

Срок реализации

Исполнитель

Источник финансирования

Объем финансирования (млн. руб.)

Всего

По годам

2013

2014

2015

1

Реализация региональной модели профориентации школьников с целью повышения престижа получения рабочих профессий и технических специальностей

2013-2015

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

2

Создание экспери­ментальных «рабо­чих мест» (зон соци­альных практик) для организации «соци­альных проб» и «социальных практик» старше­классников на муни­ципальном уровне

2014-2015

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию),  ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию) 

 

-

-

-

-

3

Участие в организации межмуниципальных летних профильных смен по направлению

2014-2015

Отдел образования, ОУ

 

0,6

-

0,3

0,3

4

Организация и проведение массовых мероприятий:

- конкурс рисунков «Профессия моих родителей» (1-4 классы);

- конкурс фотографий «Я и мир профессий» (5-9 классы);

- эссе «Профессии, которые мы выбираем» (10-11 классы).

2013-2015

Отдел образования, ОУ, ОК,  ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию)  

 

0,045

0,010

0,015

0,020

5

Организация и проведение круглых столов, семинаров для родителей и обучающихся 11 классов с участием представителей учебных заведений

2014-2015

Отдел образования, ОУ,  ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию) 

 

0,020

-

0,010

0,010

6

Организация и проведение семинаров для педагогических и руководящих работников по проблемам организации профориентационной работы

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию),  ИРОСТ (по согласования)

 

-

-

-

-

7

Разработка карты профориентационных маршрутов на муниципальном уровне

2014-2015

Отдел образования, ОУ,  ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию) 

 

-

-

-

-

8

Психолого-медико-социальноесопровождениепрофессиональнойориентации детей-инвалидов и лиц сограниченнымивозможностямиздоровья

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» (по согласованию)

 

-

-

-

-

9

Организация ипроведение научно-практическихконференций ипедагогическихчтений поорганизациипрофессиональнойориентацийобучающихсяобразовательныхучреждений

2015

Отдел образования, ОУ,  ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию),  ИРОСТ (по согласования) 

 

0,005

-

-

0,005

10

Участие в  областнойпрофориентационной акции «Выпускник: образование, карьера, занятость»

2014-2015

Отдел образования, ОУ, РРС (по согласованию),  ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию) 

 

-

-

-

-

11

Мониторинг профессиональных намерений выпускников

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  ГКУ ЦЗН Белозерского района (по согласованию) 

 

-

-

-

-

12

Организация профориентационной интерактивной игры «Мы на рынке труда»

2014-2015

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

 

Итого

 

 

 

0,670

0,010

0,325

0,335

Глава 6. Проектная деятельность.

Одной из ключевых составляющих новых федеральных государственных образовательных стандартов являются требования включения в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности как инновационной образовательной технологии, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Проектирование как совместная форма деятельности взрослых и детей обеспечивает формирование их способности к осуществлению ответственного жизненного выбора.

Сложилась практика стихийного применения проектной технологии в образовательном процессе. Большинство образовательных организаций используют социальное проектирование, однако в большей части качество реализуемых проектов не соответствует современным требованиям.

Анализ применения проектных технологий в практике общеобразовательных учреждений позволил выявить следующие проблемы:

-     отсутствие системы организации проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях;

-     неготовность педагогов к системной работе по организации проектной деятельности в учебной и внеурочной деятельности.

Исходя из выявленных проблем, основной задачей является внедрение в образовательный процесс образовательных учреждений проектной деятельности, содействующей формированию ключевых компетенций обучающихся, необходимых в меняющихся социальных условиях.

Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:

-                       введение проектной деятельности в образовательный процесс, воспитатель­ную работу каждого образовательного учреждения;

-     на ступени начальной школы - организация проектной деятельности в учебной и внеурочной деятельности, обеспечивающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

-     на ступени основного общего образования - встраивание в содержание учебного предмета проектных форм учебной деятельности, реализация межпредметных проектов, на основе сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками в процессе проектной деятельности;

-     в старшей школе - проектирование индивидуальной образовательной траектории, приобретение умений учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Показателями эффективности реализации направления должно стать включение проектной деятельности в учебную и воспитательную работу всех образовательных учреждений, проведение конкурсов разного уровня, научно-практических кон­ференцийобучающихся и публичной защиты проектов, привлечение родителей и соци­альных партнеров к совместной реализации и экспертизе социально значимых проектов обучающихся.

Достижение указанных результатов потребует введения новых форм социальной и учебной деятельности подростков, предполагающей проектную деятельность, активное общение, получение практического социального опыта.

 

Мероприятия по реализации направления «Проектная деятельность»

Мероприятие

Срок реализации

Исполнитель

Источник финансирования

Объем финансирования (млн. руб.)

Всего

По годам

2013

2014

2015

1

Введение в учебный план

образовательного учреждения с 1 по 11 класс курса по проектной деятельности

2013-2014

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

2

Разработка на муниципальном и институциональном уровне положения об организации проектной деятельности

2013-2014

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

3

Разработка перечня (технологической карты) проектов с 1 по 11 класс в каждомобразовательном учреждении

2014

Отдел образования, ОУ,  РРС (по согласованию)

 

-

-

-

-

4

Организация мониторинга реализации проектной деятельности на муниципальном уровне.

2014-2015

Отдел образования, ОУ

 

-

-

-

-

5

Организация и проведение научно- методических мероприятий для педагогических работников по внедрению проектной деятельности обучающихся в урочную и внеурочную деятельность

2013-2015

Отдел образования, ОУ,  ИРОСТ (по согласования)

 

0,009

0,003

0,003

0,003

6

Участие в  областной научно- практической конференции педагогов «Школьный проект как интеграция урочной и внеурочной деятельности»

2014

Отдел образования, ОУ,  ИРОСТ (по согласования)

 

0,001

 

0,001

 

7

Подготовкаметодическихпособий,рекомендаций поорганизациипроектнойдеятельности вобразовательнойорганизации

2014-2015

Отдел образования, ОУ

 

0,020

 

0,010

0,010

 

Итого

 

 

 

0,030

0,003

0,014

0,013

 

 

Отдел образования – Отдел образования Администрации Белозерского района;

ОУ – образовательные учреждения;

СМПСиТ – сектор по молодежной политике, спорту и туризму Администрации Белозерского совета;

РРС – районный родительский совет;

ОК – Отдел культуры Администрации Белозерского района;

ГБУ «КЦСОН по Белозерскому району» - Государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения по Белозерскому району»;

ГКУ ЦЗН Белозерского района – Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения по Белозерскому району Курганской области»;

ИРОСТ – Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»

 

Заместитель Главы Белозерского

 района, управляющий делами:                                  Н. П. Лифинцев

Дата создания: 05-12-2013
Дата последнего изменения: 05-12-2013
Администрация Белозерского муниципального округа Курганской области

 

Адрес: 641360, Курганская область, Белозерский муниципальный округ, с. Белозерское, ул. К-Маркса, 16
Телефон: 8 (35232) 2-77-05
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: